В 2017 году на экраны вышла “Матильда», не выдерживающая никакой критики. В мелодраме, которую авторы назвали исторической, показаны страдания юного Николая. Влюбленный в балерину Кшесинскую, он суетится, краснеет, то и дело падает, – теряет равновесие от страсти, – а в одном из эпизодов произносит совершенно нелепую фразу “Мне кажется, я не буду счастлив».
В книге Эдварда Радзинского “Николай II» показана другая лав стори. Не скандальная. Начинается она так: счастливые Ники и Аликс входят в Успенский собор под колокольный звон.
Коронация обещает стать прологом к долгой счастливой жизни. Великий миг!
Но здесь Эдвард Станиславович, дабы вызвать в читателе эмоцию, перескакивает с мая 1896 года на июль 1918-го. Из Москвы в Екатеринбург.
Трупы сложили в яму, облив лица и вообще все тела серной кислотой, как для неузнаваемости, так и для того, чтобы предотвратить смрад от разложения (яма была неглубока).
Их записок Я. М. Юровского
На самом деле Радзинский написал не историю любви, а историю гибели. Потому и резкие скачки во времени. Только вот скачки несправедливые. Прежде чем процитировать Юровского, нужно вспомнить о дальнейших событиях мая 1896-го.
Коронация
Александровский сад был превращен в диковинный сказочный парк, в котором каждое деревцо горело яркими цветами –пиротехники постарались на славу. Впрочем, подготовка к празднику началась еще в январе. Из Петербурга в Москву привезли тысячи золотых и серебряных сервизов. В российскую столицу прибыли иностранные фотографы и операторы – они должны были впервые запечатлеть московское праздничное мероприятие на пленку.
Спустя четыре дня после начала празднества, а продолжалось оно двенадцать дней, на Ходынке произошла давка, в которой погибло более тысячи человек. Царь об этом узнал утром. Но праздничные мероприятия не отменил. Важнее ублажить иностранца, нежели помочь и пожалеть своих.
В то время как Ходынском поле разгребали горы мертвых тел, новоиспеченный царь с царицей танцевали на балу у французского посла. Народ Николаю этого не простил.
Спустя десять лет Константин Бальмонт напишет:
Кто начал царствовать — Ходынкой,
Тот кончит — встав на эшафот.
Но напишет уже после Кровавого воскресенья.
Не любил Николай заниматься государственными делами, тяготился он ими. Куда больше ему нравилось искусство и общество женщины. Нет, не Кшесинской, конечно, а жены.
“Жаль, что дела отнимают столько времени, которое я мог бы проводить с ней», – писал Ники в своем дневнике.
Чего ждать от правителя, который думает не о народе, а о собственном счастье?
9 января 1905 года – начало революционных событий в России. В тот день многолюдные колонны, а там были женщины и дети, двинулись к Дворцовой площади. Они намеревались вызвать Николая из Царского села.
Это было мирное мероприятие. Люди несли в руках иконы и портреты царя. А тот прятался от них, боясь покушения.
Сколько в тот день погибло человек, неизвестно. Историки называют разные цифры – от 100 до 1000.
Современники считали его лживым, скрытным и равнодушным к людям. Витте отмечал его мстительность и способность обмануть человека, доверившегося ему. В то же время о последнем русском царе часто говорят как о человеке мягком, образованном. Но и те и другие сходятся во мнении, что происходящее в стране волновало Николая в последнюю очередь.
Равнодушие к людям – качество неприятное, но простительное. Простительное обычному человеку, но не о царю, от действий которого зависят миллионы судеб.
В 2000 году Николай, как и его жена и дети, был причислен к лику святости “страстотерпцы».
Страстотерпцы – это не святые, но мученики, страдавшие во имя Христа. Страдать-то члены царской семьи действительно страдали. Только не во имя Христа, и из-за глупости неумного, бесхребетного и эгоистичного Николая.