В XVIII веке в Восточной Сибири возник миф об Аграфене — таинственной даме, обладавшей огромной колдовской силой и проживавшей в маленьком домике, расположенном между скал, вблизи села Жиганска. Шаманок в тех краях было не перечесть. Однако легенда о колдунье Аграфене оказалась особенно живуча. Настолько живуча, что якуты и по сей день побаиваются давно почившую Аграфену, а иные, скажем так, не самые образованные, верят, что она все так же обитает между скалами и зорко следит за ними.

Кто такая Аграфена

Почему у якутской шаманки русское имя, точно неизвестно. Согласно версии, выдвинутой этнографом Иваном Худяковым, она была татаркой, высланной в Сибирь. Писатель Афанасий Уваровский, уроженец Жиганска и автор первого произведения на якутском языке, утверждал, что Аграфена была русской и даже когда-то общалась с его бабушкой. Правда, называл он ее почему-то Агриппиной.

Согласно Уваровскому, мало кто мог пройти безболезненно мимо жилища колдуньи. Худяков же писал, что в скалах она поселилась не по своей воле: местный градоначальник, обеспокоенный проделками шаманки, запретил ей проживать в Жиганске.

Есть еще третья версия. Аграфена была туземкой, дочерью уважаемого шамана. Некоторое время жила в Тобольске, где и обрела русское имя. Хотела вернуться в родные края, но живой не добралась — утонула по дороге, чтоб после превратиться в злую ведьму и пугать незатейливых якутов.

Якутская ведьма Аграфена

Как выглядела Аграфена и что она умела

Выглядела она как и подобает злобной ведьме — отталкивающе. Толстая, низкорослая, с лицом, покрытым оспинами и глубокими морщинами. Но страшил не так Аграфенин облик, как ее способности. Она могла сделать человека крайне счастливым, или напротив — самым большим несчастливцем в Сибири. Все от ее настроения зависело. А настроение от количества даров, преподнесенных простыми смертными.

Писатель Уваровский рассказывал, как якуты задабривали Аграфену. Всякий проходящий мимо ее жилища, оставлял у скал подарок: свечи, табак, ситец. Жадных людей ведьма жестоко наказывала: превратившись в черного ворона, долго преследовала. Бывало, близ острова Столб тонули лодки. Местные жители не сомневались: Аграфена снова не в духе, пора задобрить ее. И снова несли подарки к ее хижине.

После смерти

Когда и при каких обстоятельствах алчная ведьма умерла, никто не знает. Но в том, что возник посмертный культ, нет ничего удивительного. Слишком велик был страх перед Аграфеной. Аборигены по-прежнему несли ей дары, а слухи о расправах шаманки распространились далеко за пределы Жиганска. Особенно боялись ее юкагиры, верившие, что Аграфена запросто может вселиться в тело “провинившегося” и его руками творить всякие колдовские дела.

Однажды властям надоели россказни про всесильную “Бабу Ягу”, и они приказали выкопать ее тело и сжечь. Выкопали. Сожгли. Однако якуты не угомонились и пуще прежнего принялись умасливать незримую Аграфену.

Объяснение мифа

Примерно в те времена, когда недалеко от Жиганска, поселилась вредная старуха Аграфена, якутов, юкагиров, чукчей и прочих жителей Ленского края принудилали принять Христианство. Но не так просто заставить закоренелых язычников поверить в единого бога.

У народа, который столетиями так отчаянно боится потустороннюю силу, как боялись ее якуты, рано или поздно появится ведьма, похожая на Аграфену. И скорее всего, она будет иметь много общего с фольклорными персонажами.

Якутская ведьма Аграфена

Легенда об Аграфене, по мнению исследователей, основана на мифе о хранительницах острова на реке Лене. Кроме того, согласно этнографическим источникам, вблизи Жиганска когда-то жила знахарка, тезка знаменитой ведьмы. Вполне возможно, что история реально существовавшего человека смешалась в сознании якутов с мифическими образами. Так и появилась Аграфена, много десятилетий наводившая страх на жителей Восточной Сибири.