Святой Николай Чудотворец был епископом Миры с 300 до 343 года н. э., а затем его погребли в той же церкви, где он проповедовал. По церковному преданию, вскоре после его смерти произошло несколько чудесных исцелений среди верующих, приходивших поклониться его мощам. Мира стала местом паломничества и святой веры.
На современной карте город Мира Ликийская называется Демре. Он расположен в провинции Анталии. Этот небольшой город является святыней для христиан, местом, где проповедовал святой Николай Чудотворец. Демре ежегодно посещают тысячи туристов из разных стран.
Точная дата основания города Миры не установлена. Но находящиеся вокруг Демре руины, скальные гробницы и ликийские надписи датируют V веком до н. э. Историки и археологи считают это косвенным доказательством того, что в этот период город Мира уже существовал.
По одной из версий название города произошло от слова «мирра», то есть смола, которая использовалась для производства благовоний. Согласно историческим данным, Мира входила в конфедерацию свободных ликийских городов, которые прекрасно уживались друг с другом.
Она являлась одним из крупных городов Ликии и продолжительное время была столицей римской провинции. К тому же город имел стратегическое значение, был расположен всего в 5 км от Средиземного моря и имел свою гавань – Андриаке. В ІІІ—ІІ веках до н. э.
Мира получила право чеканить свои монеты, на которых изображалась богиня Артемида.
В IV и V веках Мира становится важным религиозным и административным центром под контролем Византии, но после вторжения арабов в VII веке город утратил свою значимость, а позже сильно пострадал от наводнений реки Мирос. В XIII веке город был разрушен в результате землетрясения, вызвавшего селевые потоки. Бóльшая часть древнего города Мира до сих пор не раскопана.
От древнего города, однажды исчезнувшего с лица земли, остались материальные свидетельства загадочной ликийской цивилизации, которые потрясают воображение современного человека.
Ликийские памятники архитектуры, которым более двух тысяч лет, время беспощадно превращает в руины. Поэтому сохранившиеся ликийские гробницы можно считать настоящим чудом.
Ликийские скальные гробницы Миры считаются одними из самых интересных захоронений из всех остальных ликийских захоронений Анатолии. Иногда их строили отдельно, но чаще высекали прямо в скале. Они представляют собой погребальные памятники двух видов – гробницы и саркофаги.
Вырезанные в скалах гробницы видны издалека. Их датируют IV веком до н. э., но многие до сих пор имеют прекрасно сохранившееся обрамление.
Необычные захоронения объясняют верованиями древних ликийцев. Они очень почитали мертвых. Согласно их представлениям, души усопших превращаются в крылатых сирен, имеющих сиреневый оттенок.
Покидая гробницу, они переселяются на небо. А чтобы душе было легче добраться до своего места, некрополи возводили в скалах вдоль побережья. Чаще всего ближе к небу погребали особ знатных династий.
Гробницу с колоннами, в которой было две комнаты, выполняли из монолита, который заостряли кверху и устанавливали на скале или на пьедестале со ступеньками. Квадратную комнату высекали в верхней части, накрывая ее каменной плитой, которая была крышей гробницы и могла иметь различные формы. Это самые старейшие и редкие погребальные памятники.
Есть гробницы, имеющие форму дома. Фасады некоторых напоминают небольшие греческие храмы. На гробницах сохранились ликийские надписи, многие из которых до сих пор не расшифрованы. Архитектура гробниц отражает влияние Греции и Древнего Рима.
В одних захоронениях есть колонны, что напоминает римские и греческие храмы. Другие же сооружения с портиками внешне повторяли деревянные жилища ликийцев, но только в камне. Некоторые имели по две комнаты, располагавшиеся друг над другом.
Прорубленные окна и двери в передней части гробниц украшены изображениями, которые повествуют о сценах из жизни умерших.
Некрополи ликийцев хорошо сохранились благодаря тому, что они вырублены в скалах. Храмы и другие памятники архитектуры были ценны как строительный материал, и поэтому последующие поколения жителей их просто разбирали по кирпичам.
А вот скальные сооружения не представляли для них интереса. Конечно, внутреннее убранство захоронений давно разграблено, но сами они остались нетронутыми.
Широко распространенной формой погребения во всем мире считаются саркофаги.
В Ликии саркофаги располагались у подножия скал. Это были усыпальницы менее состоятельных горожан. Каменные саркофаги состояли из основания, монолитной камеры с погребением и крышки с гребнем (саркофаги украшали чаще всего по бокам или на крышке). Некоторые украшены рельефами, другие – совсем простые.
Ранние захоронения более массивные. А вот саркофаги Римской империи несколько проще и меньше, а крышка и гребень имеют округлую форму. Их в ликийском пантеоне большинство.
Турция насчитывает в своем реестре более тысячи таких захоронений, которые хорошо сохранились. И хотя отпечаток селевых потоков и давней трагедии оставил свой след и на стенах гробниц, но даже снизу видны надписи на древнем языке, искусные барельефы и ступени, ведущие в гробницы.
Рядом с гробницами на южном склоне акрополя расположен греко-римский амфитеатр, сооруженный в IV веке. Это самый большой и лучше других сохранившийся до наших дней театр Ликии.
По своим размерам амфитеатр Миры уступал только римскому Колизею. Он состоял из двух концентрических полукругов с 29 рядами для зрителей и мог вмещать от 9 до 10 тысяч человек. Сцена сохранилась вплоть до второго этажа. Груда каменных блоков на месте расположения оркестра говорит о существовании фасада, украшенного статуями и уникальной архитектурой.
Сводчатые галереи когда-то были входом-выходом. В театре проходили представления, гладиаторские бои и другие зрелищные мероприятия. Вследствие неоднократных землетрясений амфитеатр постоянно разрушался, но его вновь восстанавливали, благодаря чему он до сих пор неплохо сохранился.
Интересно, что и сегодня он имеет такую же прекрасную акустику, как и в древние времена.
Мира была очень известной, ведь в 60-м году город по пути в Рим посетил апостол Павел.
С того времени в Мире образовалась христианская община. В 300-м году епископом Миры стал Николай родом из Патары, который был сыном мореплавателя. После нескольких необычных исцелений его стали называть Николай Чудотворец.
Он был епископом в Мире до самой смерти в 343 году. Турки называют его Ноэль Баба – Отец Рождества, православные – святым Николаем, а католики – Санта Клаусом. Святого почитают православная и католическая церковь как покровителя сирот, путешественников, заключенных и защитника от напрасной смерти и болезней.
Во ІІ веке произошло сильнейшее землетрясение, которое разрушило святилище греческой богини Артемиды в городе Мира. На месте древнего храма богини Артемиды в IV веке, уже после смерти святителя, византийские зодчие возвели церковь Святого Николая Чудотворца, которая впоследствии не раз была разрушена и заново отстроена. Сейчас она накрыта навесом и открыта для посещения.
Внутри церкви находится саркофаг, где в течение нескольких веков покоились мощи великого святого Николая Чудотворца.
На сегодняшний день они находятся в городе Бари, который расположен в регионе Апулия в Италии. Бари – древний город с великолепной архитектурой, основанный в V веке до н. э. Более всего известен историей появления в нем мощей святого Николая Чудотворца, которые в 1087 году похитили из Миры барийские купцы.
Они вернулись в гавань Бари 8 мая и на следующий день торжественно перенесли святыню в храм Святого Стефана. С тех пор днем города является 9 мая, а его покровителем считается Николай Чудотворец. В этот день с особым размахом отмечают праздник перенесения мощей. Горожане реконструируют события многовековой давности. В костюмированном представлении участвует несколько сотен человек. Кроме Бари, этот праздник почитают на территории России, Болгарии и Сербии.
Мощи Николая Чудотворца относятся к мироточивым. Когда их доставали из гробницы в Мире, обнаружилось, что скелет святителя плавает в неизвестной жидкости. Православные называют ее «миро», а католики – «манной святого Николая».
До сих пор существует две точки зрения в оценивании событий 1087 года. Барийцы и Русская православная церковь считают перенесение мощей их спасением. Греческая же церковь, напротив, считает этот поступок кражей.
Впоследствии оказалось, что барийцы не смогли собрать мелкие останки, которые в 1099 году оказались в Венеции, на острове Лидо. Перемещение святых мощей в Венецию произошло во время Первого Крестового похода. Перед отправлением в поход Пьетро Бадоаро, патриарх Градо, и епископ Венеции Энрико Контарини напутствовали венецианские войска и флот в церкви Сан Никколо, что на острове Лидо. Пьетро Бадоаро обратился с молитвой к святителю Николаю, чтобы тот помог венецианскому оружию в битвах против неверных и сподобил рыцарей получить мощи одного из святых покровителей Венеции.
Когда корабли крестоносцев поравнялись с ликийскими берегами, епископ Контарини пожелал взять мощи святителя Николая, чтобы «умножить покровителей своей Родины». Посланные в город разведчики доложили, что жителей там почти не осталось. Когда же крестоносцы вошли в базилику Святителя Николая, в ней было только четыре стража. Те показали солдатам разбитую раку мощей святителя и сказали, что барийцы забрали мощи святого еще в 1088 году. Венецианцы не поверили и разобрали гробницу, обыскав при этом всю церковь.
Долгое время они мучили стражей, один из которых показал мощи двух других святых – предшественников святителя Николая, которые были епископами Миры.
Венецианцы погрузили мощи на корабль и хотели уже отплывать, как кто-то из них сказал, что почувствовал чудесное благоухание в одном из церковных приделов. Тогда жители Миры вспомнили, что епископ в большие праздники совершал службу не в приделе Святителя Николая, а в помещении, находившемся поблизости.
Там на потолке крестоносцы заметили фреску, изображавшую святого Николая. Таким образом, благоухание и икона подсказали крестоносцам, где искать мощи святителя.
Крестоносцы разбили пол-алтаря, начали копать и обнаружили под слоем земли другой пол. Они разбили и его и, убрав большие камни, которые поддерживали пол, обнаружили толстый слой стекловидного вещества, внутри которого находилась окаменевшая масса.
Когда ее вскрыли, внутри все увидели святые мощи Николая Чудотворца. По всей церкви распространилось чудесное благоухание. Энрико Контарини завернул мощи святителя в свою епископскую мантию, и сразу же произошло первое чудо. Пальмовая ветвь, привезенная святителем из Иерусалима и положенная с ним в гроб, дала побеги.
Ветвь венецианцы взяли с собой как свидетельство силы Божией. На том месте, где были положены мощи, нашли еще надпись по-гречески, гласившую: «Здесь почивает великий епископ Николай, славный своими чудесами на земле и на море».
Как оказалось, мощи были так глубоко закопаны и тщательно скрыты по приказу императора Василия I Македонянина (867–886). Ему не удалось перевезти мощи в Константинополь, и он захотел, чтобы никто не смог взять то, что не смог взять он.
В Венеции участников похода встретили с великим торжеством. Для поклонения мощи временно разместили в одной из церквей. Тогда же возле святыни начали совершаться множественные чудеса и исцеления больных.
Однако вскоре ее перенесли в церковь Святителя Николая бенедиктинского монастыря, что на острове Лидо, откуда войско отправлялось в поход и куда, согласно обету, должны были положить мощи святого.
В 1992 году при участии целого ряда авторитетных ученых и в Бари и в Венеции провели освидетельствование мощей святителя Николая Чудотворца, после чего была установлена их идентичность.