Дайсёин основан одним из самых известных религиозных деятелей Японии, ученым монахом и поэтом Кукаем (посмертное имя Коба Дайси), основоположником буддийской
школы Сингон.
Повод для этого был вполне серьезный – на месте, где теперь стоит храм, Кукай увидел «трех устрашающих божеств горы Мисэн».
В XII веке император Тоба построил при храме собственный молельный павильон. Дайсёин — один из главных буддийских храмов Западной Японии. О его значимости говорит хотя бы тот факт, что в 2006 году на 1200-летний юбилей со дня основания его посетил далай-лама.
В садах храма совершенно невероятное количество самых разнообразных фигур – демонов, будд и бодхисатв – больших и совсем крошечных, прячущихся в зелени деревьев, восседающих на каменных горках или стерегущих золотых
рыбок в заросшем кувшинками пруду.
Недалеко от входа целая россыпь из 500 маленьких каменных фигурок учеников Будды Гаутамы, каждая ростом чуть больше мизинца.
Чуть дальше не менее загадочная фигура старичка почти трехметрового роста с крыльями за спиной и длинным-предлинным носом. Это Тэнгу – владыка и охранитель леса –
демон с довольно дурным характером. Может, например, разорвать тех, кто ломает деревья. Поэтому его изображение можно встретить во многих храмах, расположенных в лесу.
Вера японцев в Тэнгу настолько сильна, что до середины XIX векаему отправляли официальные прошения освободить лес, через который проезжал сёгун.
Лестница за спиной Тэнгу ведёт к главному храмовому павильону Манидэна, посвященному тем самым трем устрашающим божествам горы Мисэн, которых встретил монах Кукай.
На самом деле вид у божеств совсем не устрашающий. Куда как более зловеще выглядит Фудо Мёо из соседнего павильона Токугандо.
Это буддийское божество – защитник всех разумных существ от демонов, поэтому у него недоброе выражение лица, клыки и языки пламени за спиной.
В Токугандо одна большая и более тысячи его маленьких фигурок.
В следующем павильоне Каннондо, как и положено, находится статуя самой Каннон. У ее ног под стеклянным колпаком красивая мандала из разноцветного песка, выполненная тибетскими монахами к приезду далай-ламы. На террасе павильона лежит огромная красная голова со страшными выпученными глазами.
Это знакомая многим по мультфильма Миядзаки дарума – японская кукланеваляшка, олицетворяющая основателя чань-буддизма Бодхидхарма, а в синтоизме – божество, приносящее удачу.
Отсутствие рук и ног у дарумы объясняется тем, что после девятилетней медитации Бодхидхарма оцепенел, зато обрел внутренний стержень, поэтому куклу трудно опрокинуть.
Даруму покупают на Новый год, чтобы загадать желание.
Для этого ей надо нарисовать зрачок. Если к следующему Новому году желание исполнится, даруме дорисовывают второй глаз, если нет, то приносят в храм и сжигают. Популярность дарумы настолько высока, что к началу XX века она добралась и до России, где благодаря фантазии художника Сергея Малютина стала прообразом (ну кто бы мог подумать) русской матрешки.