В 1589 году правитель Западного Хонсю Мори Тэрумото основал на одном из островов дельты реки Ота поселение и назвал его Хиросима – «широкий остров».
Со временем Хиросима разрослась и заняла еще четыре острова и значительную часть равнины на побережье Внутреннего Японского моря. В 1872 году она стала административным центром одноименной префектуры,
а со строительством в 1894 году железной дороги Токио–Хиросима – важным торгово-транспортным узлом.
Ее удобная гавань в Хиросимском заливе обеспечивала кратчайший путь до материковой Азии.
Во время Японо-китайской войны 1894–1895 годов в замке Хиросимы разместился Генеральный штаб вооруженных сил Японии, а во время Русско-японской войны 1904–1905 годов город стал опорной базой для отправки императорских войск и центром их снабжения.
К началу Второй мировой войны Хиросима была седьмым по величине городом Японии, 75% населения которого проживало в плотно застроенном центральном районе.
Война, казалось бы, обходила Хиросиму стороной.
К весне 1945 года эскадрильи тяжелых американских бомбардировщиков B-29 могли беспрепятственно появляться в воздушном пространстве Японии, и только четыре крупных
японских города не подверглись авиационным налетам: Хиросима, Киото, Кокура и Ниигата. Американцы готовили их к еще более страшной участи. Одному из них предстояло стать мишенью ядерной бомбардировки.
В качестве цели выбирались густонаселенные равнинные города, чтобы можно было точно определить масштабы разрушительной силы нового ядерного оружия.
Хиросима, лежащая в дельте реки Ота, как нельзя лучше подходила под эти требования.
6 августа 1945 года в 2 часа 45 минут ночи бомбардировщик
B-29 полковника Пола Тиббетса, носящий имя его матери «Энола Гэй», поднялся с острова Тиниан. На его борту находилась атомная бомба с ласковым названием «Малыш».
В полете к нему присоединилось еще пять самолетов: три самолета-разведчика погоды, один запасной и самолет с фиксирующей аппаратурой.
Целью бомбардировки была Хиросима, в качестве запасных –
Кокура и Нагасаки. Погода должна была решить окончательно, какой город выбрать в качестве мишени.
В тот день над Хиросимой было безоблачное небо, и над островом Гуам самолеты взяли курс на Хиросима. Около восьми утра по местному времени система ПВО Японии обнаружила подлетающие американские самолеты. Но небольшие авиационные группы, в целях экономии горючего, японцы к тому времени уже не перехватывали.
Зенитки тоже молчали, по радио прозвучало только обычное предупреждение спуститься в бомбоубежища. Бомбардировщик с первого захода удачно вышел на цель.
В 8 часов 15 минут, поднявшись на высоту 9357 метров, полковник Тиббетс отдал приказ сбросить бомбу.
Спустя 43 секунды она взорвалась в 576 метрах над городом.
Что в следующую минуту произошло в Хиросиме, не поддается человеческому воображению. После ослепительно вспышки и страшного грохота весь город поглотило огромное темное облако.
Бортинженер Роберт Шумард записал в своем дневнике:
Все в этом облаке было смертью. Вместе с дымом вверх летели какие-то чёрные обломки. Один из нас сказал: «Это души японцев возносятся на небо»
В первые минуты взрыва в Хиросиме погибло более ста тысяч человек. Те, кто находился в его эпицентре, буквально испарились. Еще десятки лет люди умирали от лучевой болезни, и точное число жертв, вероятно, никогда не будет установлено.
6 августа 1949 года, в четвертую годовщину трагедии, правительство Японии приняло решение восстановить Хиросиму.
Город был отстроен заново, с широкими улицами, но по старой прямоугольной сетке. В эпицентре взрыва был создан Мемориальный парк Мира.
В 1996 году, несмотря на возражения США и Китая, его внесли в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.