Сияющий позолотой фонтан “Дружба народов» является неофициальным символом ВДНХ. Его изображают на открытках и сувенирах, каждый день туристы делают десятки фотографий на фоне советского чуда.

Фонтан, конечно, стал олицетворением сталинской эпохи, ее созидательного, а местами и разрушительного пафоса.

Девушки-республики дружат и вместе идут к коммунизму. Кому-то идеологическая составляющая нравится, кого-то от нее передергивает.

Павильон «Азербайджанская ССР» – интересный пример «обратной реставрации» и возвращения исторического облика. Модернистский павильон лишили оболочки и вернули зданию восточную сочность.

Константину Топуридзе, автору фонтана, к моменту создания своей программной вещи было под пятьдесят; он занимался строительством и других фонтанов на ВДНХ – «Колоса» и «Каменного цветка», еще он запомнился москвичам мостами через Яузу, Лефортовским, Госпитальным и Костомаровским. Топуридзе учился у выдающихся зодчих Щуко и Фомина, Игорь Грабарь называл молодого мастера «энциклопедистом».

В годы Великой Отечественной Константин Тихонович занимался оценкой ущерба, который был нанесен памятникам культуры в прифронтовой полосе. К. Т. Топуридзе долгое время работал главным архитектором Дзержинского и Ленинского районов столицы, на одном из градостроительных совещаний буквально спас своей решительностью сквер и пруды у Новодевичьего монастыря. Водоемы хотели засыпать. В конце разговора Топуридзе хлопнул дверью, и Брежнев сказал: «Этот парень знает и любит свое дело, к нему надо прислушаться».

Пруды трогать не стали. Женой Топуридзе была выдающаяся актриса Рина Зеленая. Они познакомились на отдыхе в Абхазии. «Все, что я знаю, я узнавала от него. Не было вопроса, на который он не мог бы ответить», – отмечала супруга архитектора. Муж требовал, чтобы в свое отсутствие жена каждый день писала ему письма: «Я их, может быть, и читать не стану. Но на столе они должны лежать».

Фонтан Дружба народов

Фонтан визуально «держит» ось выставки, которая идет от главного входа и павильона «Центральный». Чаша фонтана, состоящая из трех «ступенек», выполнена из гранита. В центре композиции находится внушительный сноп из колосьев, подсолнуха и конопли. Интересно, что первоначально фонтан получил название «Золотой сноп», название «Дружба народов» закрепилось чуть позже.

В 1954 году, когда открылся фонтан «Дружба народов», в состав СССР входило не пятнадцать, а шестнадцать республик, что отразилось в количестве фигур. С 1940 по 1956 год существовала Карело-Финская ССР. После ее упразднения фигуру убирать не стали, хотя трактовка прошлого в Советском Союзе регулярно изменялась. По всему городу памятники и изображения Сталина убрали после XX съезда.

Три девушки, символизирующие Россию, Украину и Белоруссию, повернуты лицом в сторону павильона № 1. На этом какая-либо систематизация заканчивается, и республики соседствуют в довольно произвольном порядке – Грузия рядом с Литвой и Узбекистаном, Армения в компании Молдавии и Эстонии.

В литературе встречается упоминание лишь о нескольких конкретных женщинах, послуживших прототипами отдельных республик. «Эстонией» стала актриса и балерина Вирве Кипле-Пардасанян. Она училась в московском ГИТИСе. «В деканате мне сообщили, что я выбрана для позирования в качестве модели, и объяснили, по какому адресу надо поехать к скульптору. Не помню даже, сколько раз я ходила позировать. Странно, но я совсем не интересовалась, кто был этот художник, что за фонтан, где именно он стоять будет, – голова в те годы была забита совсем другим, более важным в том возрасте. Но, конечно, за то, что выбрали именно меня, я тоже испытывала гордость», – сообщила Вирве в одном из интервью.

На фонтане фигуру Эстонии нарядили в национальный костюм острова Муху. Для девушки, символизировавшей Грузию, позировала Родам Амирэджиби, жена поэта Михаила Светлова. Она происходила из древнего именитого рода, ее отец погиб в годы сталинских репрессий, но Родам удалось переехать из Грузии в Москву. Литератор посвятил своей жене стихотворение:

Сулико! Ты – моя любовь!
Ты всю юность со мною была,
И мне кажется, будто вновь
Ты из песни ко мне пришла.

Туркменская пианистка Гозель Аннамамедова стала воплощением своей среднеазиатской республики. В общем-то, об остальных персонажах нам пока мало что известно. В карельских СМИ недавно появлялись публикации, посвященные поиску загадочной шестнадцатой девушки.

Но пока воз и ныне там. Все девушки на фонтане изображены в очень строгой, академичной манере. Они напоминают героинь Венецианова, искавшего идеал красоты среди русских крестьянок за полвека до расцвета национального стиля в искусстве.

Специалисты говорят о сходстве отдельных элементов фонтана «Дружба народов» с роскошным сервизом, который был создан в 1810-е годы на Императорском фарфоровом заводе. Комплект посуды показывал обширность России, и золотые девушки там тоже присутствуют.

Сталинская национальная политика и Советский Союз давно ушли в прошлое, но фонтан «Дружба народов» своего былого лоска не потерял. Бывшие республики, давно ставшие независимыми государствами, потихоньку возвращаются на ВДНХ и занимают свои старые павильоны.