2022-й учебный год в Донецке начался с дистанционного обучения. В этом же режиме и завершился. Город сотрясается от обстрелов, удары наносятся по объектам гражданской инфраструктуры, в том числе по школам. В такой обстановке местные власти приняли логичное решение: отменить традиционные уроки до лучших времён. Безусловно, главное – безопасность детей. Но все же, как “дистанционка” отразилась на качестве учебного процесса? Какие сложности в течение года испытали педагоги? На эти вопросы в интервью изданию Novina24 ответила учитель английского языка с двадцатилетним стажем Симоненко Евгения Валерьевна. 

Донецкий учитель с 20-летним стажем: "Мы ко всему привыкли. Но этот год не сравнить ни с чем"

– Как вы и ваши коллеги отнеслись к переходу на дистанционное обучение? 

– Школа как институт образования всегда подвергается каким-то новациям, и учителя привыкли ко всяческим нововведениям, реформам. Педагоги в нашем регионе переживали и переход на двенадцатибалльную систему, потом с двенадцатибалльной на пятибальную. Затем мы перешли на образовательные стандарты Российской Федерации. То есть, в принципе, мы ко всему привыкли. Но этот год не сравнить ни с чем. 

– То есть он был самым страшным?

– Не страшным, а сложным. Дело в том, что дистанционное обучение для нас тоже не ново. Можно сказать, что уже три года мы так работаем, и началось все с эпидемии ковида. Но 2023-й особенный. Мы отработали его в дистанционном режиме с первого до последнего дня. То есть дети не получили никакой установки в начале года, а учителя не видели детей. Легче было тем, кому пришлось в дистанционном режиме работать с уже знакомыми классами. Но много ситуаций, когда учителя начали работать с новыми. Например, с детьми, которые в предыдущем году закончили начальную школу и перешли в пятый класс. То есть учителя не знали детей, дети – учителей. 

– В такой ситуации сложнее кому – школьникам или педагогам? 

– Сложнее всего было немолодым учителям. Вообще, организовать стопроцентную работу в дистанционном режиме крайне сложно – это требует определенных навыков работы с техническими средствами обучения. Молодым учителям в таких условиях справляться со своими обязанностями легче. Учителям постарше пришлось осваивать новые методы работы, а некоторым – учиться пользоваться ноутбуками, без которых они преподавали всю свою жизнь. Это заняло много времени. Организационный период в этом году затянулся на несколько месяцев. 

– Влияет ли специальность педагога на уровень сложности приобщения к онлайн-системе?

– Да, влияет. Учителям математики, например, очень сложно давать детям материал без доски. Им приходилось приобретать графические планшеты. Многие покупали ноутбуки, вебкамеры, проекционные камеры. 

– Это приобреталось на личные средства? 

– Да, и не только это. И не только учителями математики. Для проведения онлайн-уроков нужен бесперебойный интернет. Школа обеспечена интернетом за счет бюджетных средств. Но этого иногда не хватало для полноценной работы. Например, в школах, где одновременно велось до тридцати пяти онлайн-уроков одновременно. Для этого требуется очень качественное интернет-покрытие. В некоторых случаях учителя обеспечивали интернетом кабинеты сами, на свои деньги. То есть покупали специальное оборудование, которое усиливает сигнал, роутер и прочее. 

– Какие-либо сложности технического характера возникали во время проведения онлайн-уроков? 

– Большая часть родителей выступала за полноценное проведение онлайн-уроков. При этом “в эфир” выходили далеко не все дети. Ученики 5-8 классов, то есть самые немотивированные школьники, спекулировали ситуацией. Придумывали отговорки: “ничего непонятно”, “интернет пропал”, “не работают телефон” и так далее. У родителей контролировать ситуацию зачастую не было возможности. 

– Надеемся, это все не повлияло негативно на качество обучения и на результат? 

– В целом – нет. Онлайн-уроки не сравнить, безусловно, с традиционными. Прежде всего потому, что нет возможности контролировать процесс выполнения задания. Но проблем серьезных не возникло. Поступление в вузы в Донецкой народной республике проходит по конкурсу аттестатов и с помощью собеседования. Эти меры необходимы для поддержки детей в сегодняшней непростой ситуации. ЕГЭ в этом году не было обязательным. Однако его сдавали школьники, планирующие поступать в вузы РФ. Так что, несмотря на нестандартную ситуацию, завершился учебный год вполне благополучно, без эксцессов.