Ни один памятник в Москве не вызывал столько споров, как памятник Гоголю, который сегодня стоит на Никитском.

Памятник Гоголю на Никитском бульваре: “болезненное существо”, которому не нравилась социалистическая действительность

Его задумали установить еще в 1880-м. Устанавливали почти тридцать лет. Все что-то не получилось: то государь не одобрял, то денег не хватало, то подрядчик оказался вором. Открыли его в день столетия со дня рождения писателя на Пречистенской бульваре, где он и простоял 42 года. Примечательно, что ответственным за сооружение монумента был человек по фамилии Нос. 

Открытие памятника по проекту скульптора Андреева стало событием общегородского масштаба. Каждый считал своим долгом высказаться относительно позы Гоголя.

Известно, что Лев Толстой сходил, глянул на монумент и авторитетно заявил: “Значительное выражение лица”. То есть одобрил. А его жене, Софье Андреевне, как и многим в Москве, памятник не понравился. Она назвала его отвратительным.

Все из-за скорбного образа. Андреевский Гоголь так страдает, что, кажется, сейчас возьмет да и бросит в печку второй том “Мертвых душ”. 

Памятник Гоголю на Никитском бульваре: “болезненное существо”, которому не нравилась социалистическая действительность

В одной московской газете вышла даже разгромная статья. Автор безапелляционно заявлял – “Памятник не удался!” – и ругал скульптора за то, что тот изобразил не Гоголя, а некое “болезненное существо”. 

В 1952 году Сталин, проезжая мимо скульптуры, как бы между прочим поинтересовался: “А что, писателю Гоголю не нравится окружающая его социалистическая действительность?”.

“Скорбного Гоголя” поспешно перенесли на территорию Донского монастыря, куда ссылали в те годы “неправильные” памятники. 

В стране социализм строится, уже почти построился, а он тут, понимаешь ли, сидит, страдает, всем настроение портит.

Во время оттепели “болезненное существо” вернули из “ссылки”. Но не на Гоголевский бульвар (там уже стоял “правильный” памятник Томского), а на Суворовский. Поставили прямо в 300 метрах от дома, в котором писатель когда-то сжег свои рукописи.

Другие московские истории на канале На московских изогнутых улицах