В 1929 году в жизни писателя Михаила Булгакова начинается сложный период. Пьесы изымают из театральных репертуаров, романы не публикуют; в прессе появляется серия клеветнических статей, не только ругающих творчество прозаика-драматурга, но и оскорбляющих его самого. Примерно в это время он задумывает написать пьесу о Сталине. В ней Булгаков хочет изобразить не жесткого правителя, а молодого революционера в самом начале политического пути.

Пьеса была написана, и вроде бы даже понравилась Сталину. Но так и не вышла в печать и не была поставлена на театральной сцене. Почему «вождь» запретил показ пьесы «Батум»?

Любимец Сталина

Драматург и писатель Эдвард Радзинский был лично знаком с вдовой Булгакова Еленой Сергеевной, прототипом главной героини знаменитого романа «Мастер и Маргарита». Она рассказала ему кое-что о судьбе «Батума» — о том, что пьеса понравилась, но по загадочным причинам была забракована ее заказчиком.

Впоследствии Радзинский читал дневник Булгаковой. Там, кроме всего прочего, была запись, подтверждающая ее рассказ:

«11 июня, читает пьесу в Комитете по делам искусств. Пьеса понравилась».

Но обо всем по порядку.

Однажды к Михаилу Булгакову приехал директор Художественного театра и предложил написать пьесу к юбилею Иосифа Виссарионовича. У писателя было особое отношение к Сталину. Он колебался, но все же согласился. Написал романтическую пьесу о Кобе. В театре ее приняли. В восторге были даже чиновники, управлявшие культурой.

Премьера должна была состояться в декабре 1939 году, но в последний момент ее запретили.

Вот и, в сущносми, вся история, в которой Сталину почему-то отведена второстепенная роль. Кто написал пьесу? Булгаков. Кто заказал ее? То ли директор театра, то ли чиновники.

Вот только в самый разгар сталинского террора заказать пьесу беспартийному драматургу с сомнительной репутацией никто бы не посмел. Кроме Самого.

При жизни Сталина писатель прославился несколькими драматургическими произведениями. Одна из них — «Дни Турбины» — была поставлена в Художественном театре, главном театре страны. Сталин смотрел этот спектакль бессчетное количество раз.

К слову, Иосиф Виссарионович очень любил талантливых писателей, хотя и странною любовью. Если верить воспоминаниям Виктора Некрасова, автора романа «В окопах Сталинграда», о Булгакове и его коллегах он говорил так:

«Все прохиндеи! Все как один! Во главе с пьяницей Фадеевым. Вот Платонов, тот был писателем. Я его ругал — было за что. Но писать-то он умел. Или Булгаков! Я его «Дни Турбиных» смотрел раз десять, а то и больше… «.

Итак, «вождь» ценил Булгакова и вполне мог заказать ему пьесу о себе, и она могла ему понравиться. Но почему запретил?

«Надобность в поездке отпала»

Согласно воспоминаниям Елены Сергеевны, в театре одобрили черновой вариант пьесы, но после Булгаков выразил желание съездить в Грузию, пообщаться с теми, кто знал и помнил Кобу. И возможно, после знакомства с данными о юности Сталина внести в пьесу некоторые правки, которые сделают ее еще лучше.

До Грузии Булгаков не доехал. В пути его нагнала телеграмма: «Надобность в поездке отпала, возвращайтесь в Москву».

Михаил Булгаков в те годы был не единственным писателем, писавшим о юных годах Сталина. Все эти произведения не опирались ни на документальные источники, ни на воспоминания очевидцев — исключительно на официальную биографию «вождя». А Булгаков так не смог. И это погубило пьесу.

Не следует «описывать солнце, когда оно еще не взошло», и уж если делать это, то не выходя за разрешенные рамки.

Пьеса Булгакова о Сталине

Сталин не хотел, чтобы кто-либо копался в его юности, извлекая неожиданные и неудобные факты. Сталин сам написал свою биографию, превратив себя в почти мифического персонажа.

Официальная причина запрета

Режиссер, который должен был ставить спектакль, передал писателю «мнение верхов»: нельзя товарища Сталина превращать в романтического героя и вкладывать в его уста выдуманные слова».

Существует притянутая за уши версия, которая гласит: Иосиф Виссарионович, прочитав пьесу, понял истинное отношение к нему автора, а потому запретил. Однако когда Сталин что-нибудь понимал, это заканчивалось не запретами и ограничениями, а чем-то более серьезным.

Трусость — один из самых страшных пороков

Один современный литературовед в пух и прах раскритиковал творчество Булгакова и заявил, что главным мотивом для него была трусость. Именно этот порок якобы заставил его взяться за пьесу о «вожде».

Пьеса Булгакова о Сталине

Возможно, «Батумом» писатель действительно хотел реабилитировать свои более ранние произведения, которые к концу тридцатых оказались под запретом. Но разве это трусость? Инстинкт самосохранения.